Дидактический материал по антикоррупционному воспитанию детей 5-6 лет

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 пос. Большевик
Ипатовского района Ставропольского края

Дидактический материал
по антикоррупционному воспитанию
детей 5-6 лет

2021 год

Данный сборник предназначен для работы с детьми 5-6 лет. Содержит целостную
систему дидактических материалов для проведения работы антикоррупционной
направленности в дошкольных организациях образования. Ценность данного
сборника в том, что он имеет ярко выраженную практическую значимость,
материалы впервые будут использованы в практике работы дошкольных
организаций. Представленные игры, беседы, ситуации, художественные
произведения формируют у детей нравственные качества, положительные черты
характера, воспитывают неприязнь к проявлению эгоизма, жадности, стремлению
и попыткам наживаться за счет других людей, умение строить взаимоотношения
со сверстниками.

3

Содержание
Введение ...................................................................................................... 5
Игры ............................................................................................................. 8
Добро побеждает зло ................................................................................. 8
Весы ............................................................................................................. 9
Торопись обрадовать.................................................................................. 9
Что лучше?.................................................................................................. 10
Чем я богат? ............................................................................................... 10
Строим больницу ........................................................................................ 10
Займи место ................................................................................................ 11
Хорошо – плохо............................................................................................ 12
Беседы.......................................................................................................... 13
Учимся быть справедливыми ..................................................................... 13
Тайное становиться явным ........................................................................ 16
Школа справедливости ............................................................................... 17
Для чего нужны деньги?..........................................................................
20
Спешите делать добро .............................................................................. 21
Добро и зло в нашей жизни......................................................................... 24
Притча «О двух волках» ............................................................................. 25
Художественные произведения ............................................................... 27
Сказка о лесных жителях и их поступках................................................. 27
В. Драгунский. Тайное становиться явным .............................................. 29
С. Успанов. Нет, обманывать не хорошо ................................................. 32
Ы. Алтынсарин. Золотой орех ................................................................... 33
М. Турежанов. Маленький садовод ............................................................ 34
М. Турежанов. По заслугам ........................................................................ 34
Казахская народная сказка «Грубая благодарность» .............................. 35
Казахская народная сказка «Как избежать зла?» ................................... 35
Казахская народная сказка «Петух и павлин» .......................................... 36
С. Павлова. Сказка о докторе Айболите ................................................... 37
А. Жигайло. Бай и чабан ............................................................................. 39
Акция «Чистые ладошки» .......................................................................... 40
Ж. Абдирашев. Признание .......................................................................... 40
Ж. Омирбеков. Болтуны и хвастуны ......................................................... 40
Народные пословицы .................................................................................. 41
42
Система формирования антикоррупционных представлений и
нравственных качеств ребенка на примере литературных героев

4

ВВЕДЕНИЕ
В системе образования коррупция рассматривается как одно из
преступлений, свойственное, прежде всего, миру взрослых финансово
независимых людей, наделенных властными полномочиями.
В рамках сложившейся системы
воспитательной работы
в
образовательных организациях РК ранее задача антикоррупционного
воспитания
не
ставилась.
Воспитание
культуры
поведения
и
дисциплинированности обеспечивало профилактику девиантного поведения
воспитанников в целом. Рассмотрение коррупции как одного из самых
серьезных препятствий для экономического и политического развития РК,
осознание того факта, что она представляет собой угрозу национальной
безопасности,
порождает
необходимость
в
создании
системы
антикоррупционного воспитания как отдельного компонента системы
нравственного воспитания.
Просвещение и воспитательная работа по формированию у дошкольников
антикоррупционных представлений являются частью антикоррупционной
государственной политики по устранению (минимизации) причин и условий,
порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.
Формирование антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости ко
всем формам коррупционной деятельности, формирование навыков
противодействия соответствующим правонарушениям с привлечением
институтов гражданского общества и государства признается одной из
приоритетных задач нашего общества. Ее значимость определила принятие
комплексных программных документов, затрагивающих все сферы
общественных отношений и определяющих конкретные направления
деятельности
органов
государственной
власти,
органов
местного
самоуправления, государственных учреждений, общественных организаций.
Воспитание антикоррупционной личности в дошкольного возрасте, в рамках
реализации образовательных учебных программ, является комплексной
задачей. Только внедрение с самого раннего возраста антикоррупционных
стандартов поведения позволит искоренить это социальное зло».
Период дошкольного детства является наиболее важным этапом, т.к. в
этот период ребенок начинает вхождение в человеческое сообщество, у него
формируются навыки будущих гармоничных отношений с самим собой и
окружающими, происходит адаптация личности к различным социальным

5

ситуациям микро и макро среды, приобретается опыт социальных отношений,
который будет корректироваться во все последующие этапы жизни.
Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные
установки и развивать способности, необходимые для формирования у
дошкольников гражданской позиции в отношении окружающего их общества,
обеспечение комплексной поддержки решения задачи формирования
антикоррупционного мировоззрения у воспитанников ДОУ.
Задачи:
1)
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
2)
формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных,
эстетических,
интеллектуальных
и
иных
качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
3)
социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности;
Центральное место отведено формированию культурных навыков,
специфических знаний, выработке основ ролевого поведения и развитию
социальных качеств личности, таких как сотрудничество и забота об
окружающих, инициативность, самостоятельность и независимость, социальная
адаптированность, открытость, социальная гибкость, культурная и
экологическая грамотность.
Обучение нравственности – это основа любой системы воспитания и
образования.
Данный сборник содержит материалы о нравственно – этическом
воспитании дошкольников, направленный на воспитание нравственных черт
личности, навыков, привычек, которые позволят ребенку, как на данном этапе,
так и в дальнейшей жизни проявить себя в общественной и личной жизни.
Развитие нравственных понятий идёт в параллели с экономикой и
формированием ответственности и знанием своих прав и обязанностей.
Предоставляется возможность определить, что такое собственность.
В данном сборнике представлены игры, беседы, ситуации, авторские
сказки, в которых рассказывается о положительных чертах характера. В то же
время воспитывается неприязнь к проявлениям эгоизма, жадности, стремлению
и попыткам наживаться за счет других людей. Даны ситуации, где дети
самостоятельно должны найти правильный выход из создавшегося положения,
учатся строить взаимоотношения со сверстниками.
Создание системы ролевых игр будет способствовать закреплению
6

правил, которые соблюдает ребёнок сам и не позволяет нарушать другим, даже
в случае подкупа и угрозы этой роли. При этом воспитатель должен быть
примером в данном направлении.
Предложенные художественные произведения подобраны в контексте
формирования нравственных ценностей на основе изучения значимых
произведений литературы. Необходимо продумать систему вопросов и
заданий и обратиться к жизненному опыту ребенка, к его проблемам.
Художественная литература – часть культурного наследия, способствует
формированию личностных качеств, соответствующих национальным и
общечеловеческим образцам.
Ряд слов, значение которых может быть освоено через жизненный опыт и
обсуждение, осмысление их в играх, беседах, чтении художественных
произведений: праздник, подарок, услуга, польза, благодарность, великое слово
«спасибо», бескорыстие.
Материалы сборника могут быть использованы в свободной от
организованной учебной деятельности. Они дадут возможность детям
разобраться в сложных человеческих отношениях, послужат первой ступенью
в формировании личности с ответственной жизненной позицией и высокой
сопротивляемостью к негативным воздействиям окружающего нас мира.
Использование предложенных дидактических материалов будет
способствовать определенной системе педагогических действий по решению
задач антикоррупционного воспитания.

7

ИГРЫ

Цель проведения предложенных игр: формирование антикоррупционного
поведения, воспитание стремления совершать добрые дела.
«Добро побеждает зло»
Ребята, я буду загадывать вам загадки. Если загадка о добре и
вежливости, то в ответ на не надо хором сказать: "Это я, это я, это все мои
друзья!” и похлопать. Если загадка о том, что делать нельзя – промолчать и
потопать:
• Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
• Кто быть вежливым желает,
Старушке место уступает?
• Кто опрятный и весѐлый
Спозаранку мчится в школу?
• Кто из вас идет по школе,
Обдирая стены в холе?
• А во вчерашний понедельник,
Кто был грубый и бездельник?
• Сколько будет пятью пять,

8

Кто мне сможет подсказать?
• Ну, а кто всегда поможет,
Друга вызволить, кто сможет?
• Малышей кто обижает,
Им учиться лишь мешает?

«Весы»
Оборудование: весы, таблички с надписями, цветные камешки.
- На одну чашу весов мы будем «складывать зло».
Таблички с рисунками обозначающими Зависть, Жадность, Грубость,
Предательство, Ложь, Воровство. Например, ребенок протягивает руку к чужой
игрушке – Зависть, ребенок прячет свои игрушки от детей – Жадность и т.д.
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с
добром.
Вспомните, какие добрые дела вы совершили или совершают люди вокруг вас,
и по капельке положим их на чашу весов с добром.
Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле («капелька
добра») и кладут на чашу приготовленные заранее мелкие цветные камушки.
Вскоре чаша весов добра перевешивает чашу зла.
-Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра,
сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки – в море добра. Хорошо
когда человек оставляет после себя добрый след.

«Торопись обрадовать»
Оборудование: Лента или веревка.
Ребята, чтобы узнать умеете ли вы радовать своих друзей по группе,
давайте поиграем в игру «Торопись обрадовать». Вот эту ленту я буду
передавать по рядам, пока не скажу: «замри!» У кого в этот момент окажется
лента, тот и радует своего соседа, т. е. говорит, что больше всего в нем ценит,
что больше всего нравится ему в его характере, в его поступках.
Видите, игра заставила вас улыбаться, подумать о хорошем, и в группе сразу
стало светлей.
Значит, недаром в пословице говорится: «Доброе слово, что ясный день».

9

«Что лучше?»
Дети делают выбор из пары предложенных глаголов и объясняют «Почему?»:
Выслушать - закричать
Поделиться – отобрать
Позавидовать – порадоваться
Поссориться – уступить
Обидеться – простить
Протянуть ладонь – показать кулак
Утешить – промолчать
- Каких людей характеризуют эти слова?

Игра-размышление: «Чем я богат?»
Оборудование: 2 шкатулки – 1 пустая, 2 с монетами, «драгоценностями». На
каждого ребенка по 1 бусинке.
Предварительная работа: беседа о духовно- нравственных ценностях
человека.
- У меня есть две шкатулки.В одной лежат украшения, деньги – это богатство.
Что можно сделать с этим богатством? Для чего люди копят богатства?
- А в другой шкатулке – пусто. Что мы можем туда положить?
- Назовите хорошие черты вашего характера и положите в шкатулку свою
бусинку.
- Это тоже богатство, но только богатство человеческого сердца, духовное
богатство. Как вы думаете, что лучше копить, собирать всю жизнь: богатство из
первой шкатулке или из второй?
Вывод: прочнее и ценнее то богатство, которое копится в нашей душе,
находится в нашем сердце. Его у нас никто не отнимет – это наша с вами
собственность. Чем больше людей с таким богатством будет на нашей Земле,
тем лучше и добрее будет наш мир.
Сюжетно – ролевая игра «Строим больницу»
Цель: Показать в игровой ситуации, как нужно честно заработать деньги.
-Нарисуйте больницу, сделайте расчѐты и представьте свой проект. (На игру
можно пригласить родителей или специалистов детского сада).
Создаѐтся комиссия по приѐмке проекта.
Дети рисуют больницу, обговаривают свою презентацию, представляют еѐ.
Комиссия рассматривает проект, обсуждает и даѐт разрешение на строительство.
10

Комиссия говорит о пользе и качестве предлагаемых строительных материалов,
о цене.
Вывод: честным ли путём победила строительная фирма?

«Займи место»
Цель: показать детям возможность нарушения закона в корыстных целях.
Оборудование: стулья, газеты, журналы, тетради, ручки, деньги. Кабинет
директора: стол, стул, телефон, документы.
Дети сидят на стульях, читают книги, что – то пишут. Эта наша фирма. Это
ваша работа. За свою работу вы получаете большую зарплату.
Я - ваш директор.
Двоим, троим детям, рабочих мест не хватает.
-Дети, посмотрите, все ли дети имеют своѐ рабочее место?
-Хотелось бы вам работать в нашей фирме? Почему?
-Потому что платят большую зарплату.
-Как вы думаете, каким способом можно попасть на работу в нашу фирму?
Предложения детей.
-Что делать?
Размышления детей.
Диалог директора и ребёнка.
1 вариант. Директор объясняет: «Я не могу вас принять, потому что нет мест».
Директор: «Тогда нужно убрать кого – то из работников. Это нечестно. Они
хорошо работают. Я нарушу права работника. Я нарушу закон».
-Какие черты проявил директор?
-Честность, справедливость.
2 вариант. Предложение: можно место купить. Предлагают директору деньги.
Эти деньги называются – взятка.
Директор очень жаден и берѐт деньги.
-Таня, подойди ко мне, пожалуйста. Я вынужден тебя уволить.
-Стоп! А имел ли право директор брать деньги?
-Почему?
-Чьи права нарушил директор?
-Какое право нарушил Саша, предложив взятку?
Вывод. Директор не имеет право брать деньги. За работу он получает зарплату .
Он нарушил закон. За это его могут наказать.
Наказать могут и Сашу, который предложил взятку. Он не честным путѐм решил
завладеть чужим рабочим местом.
Жить нужно по совести, честно зарабатывая свои деньги.
11

«Хорошо – плохо»
Цель: Учить детей отличать хорошие поступки от плохих, характеризовать
их.
Оборудование: ладошки двухцветные: красный – зелёный.
Дети встают в круг.
-Ребята, какие поступки называются хорошими? Плохими?
-Я буду называть поступки. Если поступок считаете хорошим, вы показываете
зелёную ладошку, а если плохим – красную. Красный цвет – цвет тревоги.
Воспитатель говорит разные ситуации, дети оценивают поступок сигналом
ладошки.
Воспитатель просит одного ребёнка дать ответ с объяснением.
«Я считаю поступок хорошим, потому что…..».
«Я считаю поступок плохим, потому что…..».
- быть всегда честным
- обманывать людей
-соблюдать права и обязанности
-нарушать законы
-говорить правду
-сломать ветку дерева
-помочь другу
-требовать или выпрашивать игрушки
-брать чужое
-ломать чужие игрушки
-полить цветы
-толкнуть ребёнка
-обзывать детей
-делиться игрушками
-требовать или вымогать деньги
-добросовестно выполнять свою работу
-воровать
-честно зарабатывать деньги и др.
Вывод: С детства дети должны соблюдать свои обязанности, знать свои права.
Совершая плохие поступки, вы причиняете зло и боль другим людям.
Помните золотое правило дружбы: «Поступай с другими так, как ты хочешь,
чтобы поступили с тобой».
-Будьте честными, добросовестными, справедливыми.

12

Беседы

«Учимся быть справедливыми»
Цель: формирование умений ребенка ориентироваться на моральное
содержание различных ситуаций и усвоение норм справедливого
распределения.
Оборудование: 10 бумажных «серебряных монет», атрибуты костюмов
Золушки, падчерицы, Карабаса-Барабаса, Мальвины, Артемона, Пьеро.
Айболита; 2 банки (большая и маленькая) с фасолью и горохом; чемодан
медицинский, 2 пузырька, мерная ложка, конфеты по количеству детей
Предварительная работа: вспомнить сказки «Золушка», «Приключения
Буратино», «Айболит».
Рассказ воспитателя:
- Ребята, давайте сегодня поговорим о том, как могут вести себя дети. У меня
есть два знакомых мальчика – Сережа и Коля. Они такие же, как и вы, обычные
ребята, которые любят играть в детском саду. Однажды, оба мальчика захотели
поиграть в строительный материал. Сережа забрал себе почти весь материал и
13

начал сооружать завод. Для Коли почти не осталось материала, тогда он
обратился с просьбой к Сереже:
- Дай, пожалуйста, мне немного строительного материала, ведь у тебя
много.
- Я дал бы, но видишь – огромный завод строю!
- А ты, Сережа, не строй большой завод, тогда и мне материала хватит.
- Ишь ты какой хитрый, - отвечает Сережа, - отдам тебе, а вдруг мне не
хватит? Знаешь, сделаем так: ты, Коля, жди, пока я строю. А что останется –
тебе.
Вопросы:
- Как Сережа поделил строительный материал?
- Правильно ли он поступил, взяв себе больше? Почему вы так считаете?
- Он же (Сережа) первый взял, может, он прав?
- Как Коля решил выйти из положения? Что он предложил Сереже?
- «Ишь ты какой хитрый!» - сказал Сережа товарищу. Прав ли он, сказав так
Коле?
- Кто же хитрил - Сережа или Коля? Почему вы так думаете?
- Справедливо ли предложение Сережи: «Ты , Коля, жди, пока я строю, а что
останется - отдам тебе»? Почему вы так считаете?
- По-товарищески ли поступил Сережа по отношению к Коле?
- А как бы вы поступили на месте Сережи?
- Как поделить строительный материал по справедливости?
- А может быть, и не стоило делить его, а поступить иначе? Как? (Вместе
строить завод).
- Не только некоторые мальчики в детском саду неправильно себя ведут, но и
сказочные герои тоже иногда забывают о справедливости. Ребята, может быть,
кто-то из вас вспомнит сказочных героев, которые вели себя несправедливо по
отношению к другим людям?
Ребята, я предлагаю вам помочь сказочным героям восстановить
справедливость.
Обыгрывание ситуации
• Ситуация 1
- Давайте вспомним, как вела себя мачеха по отношению к Золушке.
Воспитатель предлагает двум детям взять на себя роли Золушки и дочки
мачехи, а второму педагогу - роль мачехи.
Мачеха. Золушка получает от меня большую банку гороха с фасолью, а ты.
доченька, возьми маленькую. Вы должны отделить фасоль от гороха.
Справедливо ли я распределила задание между девочками?
14

Воспитатель. - А как, ребята, можно было поступить по справедливости?
- Дети, а вы бы смогли распределить обязанности так же, как мачеха, сделать
как она? Почему?
Задача педагога – сформировать у детей отрицательный образ несправедливого
человека, желание не быть таким, как мачеха, стремление соответствовать
положительному образу справедливого человека, научиться четко выделять
положительный и отрицательный эталоны поведения.
• Ситуация 2
Воспитатель предлагает трем детям взять на себя роли Пьеро, Мальвины,
Артемона, а второй педагог берет на себя роль Карабаса-Барабаса.
Карабас-Барабас. Я – Карабас-Барабас. Я хочу вам сказать, мои дорогие
(обращается к Мальвине, Артемону, Пьеро), что вы очень много работали:
репетировали, давали спектакли, развлекали публику. А я (зевает) был
директором. Вы очень много трудились и заработали восемь серебряных монет
(держит в руках). Вот сейчас я и их поделю справедливо. Это – мне, это – опять
мне (складывает монеты к себе в карман), это – все время мне. а это уже... снова
мне... Это – вам, это мне... (Дает героям по одной монете, себе забирает пять).
Воспитатель. - Ребята, справедливо ли Карабас-Барабас распределил
заработанные монеты?
- Что бы вы почувствовали, оказавшись на месте наших артистов?
- А как было бы справедливо распределить монеты?
- Карабас-Барабас нарушил права артистов, мало им заплатив за их труд.
Несправедливо брать деньги за чужой труд.
• Ситуация 3
Заходит Айболит (второй педагог).
Воспитатель. А с чем вы к нам пожаловали, доктор Айболит?
Айболит. Я, ребята, пришел к вам не просто так, а спросить совета. Обратились
ко мне за помощью Бармалей, тигренок, лисенок, зайчонок и волчонок.
Разболелись у них животы. Я, конечно, дал им лекарство — микстуру и мерную
ложку — и попросил Бармалея полечить себя и зверей. А он выпил всю
микстуру один (показывает пустой пузырек, к которому для наглядности
прикреплена мерная ложка).
Воспитатель. - Что же сделал не так Бармалей? Как он должен был поступить?
- Айболит, ты слышал, что предлагают наши дети? Что делать: зверята ведь не
поправились, а лекарства у нас нет?
Айболит. Не волнуйтесь, у меня с собой есть еще один пузырек микстуры. Но я
думаю, что теперь нужна помощь не только зверятам, но и Бармалею.
15

Воспитатель. А почему, ребята? (Бармалей не соблюдал норму и выпил один
все лекарство, не поделился с другими больными).
Айболит. Но теперь-то я не волнуюсь! Вы, ребята, подсказали Бармалею, как
нужно было поступать – разделить микстуру на всех, дать каждому по ложке.
Воспитатель.А что у вас, Айболит, в чемоданчике?
Айболит. Ах я старый, забыл совсем (делает растерянный вид, стучит себя по
лбу). У меня там лежат конфеты. Они не простые, а волшебные, это конфеты
справедливости.
Воспитатель. Наши дети хорошо знают и понимают, что такое быть
справедливыми. Сейчас они и тебе объяснят.
Рассказы детей.
После рассказов детей – обобщение педагога.
Справедливость – это когда не нарушаются права людей. И мальчики, о
которых мы говорили в начале беседы, тоже не будут об этом забывать.

«Тайное становится явным»
Цель: дать детям понятие о тайне и причинах открытия тайн.
-Что такое тайна?
-Давайте посмотрим словарь Ожегова и найдѐм ответ.
1) Тайна - Нечто неразгаданное, еще не познанное
2) Тайна - Нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет
3) Тайна - Скрытая причина чего-нибудь
-Давайте придумаем слова – синонимы, т.е. слова с таким же смыслом.
-Секрет, тайна.
-Скажите, у вас есть, какие – нибудь тайны?
-Расскажите нам свои секреты.
-Можно ли вашу тайну считать тайной? Почему?
- Тайна скрывает неразгаданное и непонятное.. . Но до поры, до времени... У
каждой загадки есть отгадка. Но пока не найден Ключ, чтобы понять как
открыть Тайну, она всегда будет закрытой.
-Тайны есть у природы, у человека, о государства.
-Давайте подумаем, как раскрываются тайны.
Рассуждения детей.
Обыгрывание ситуации.
Жили – были три подружки: Оля, Алла, Света. Они вместе играли, дружили,
помогали друг другу. И вот однажды у Оли случилось неприятное событие: она
взяла у бабушки колечко и потеряла. Бабушка спрашивала Олю, но она сказала,
что ничего не брала. Оля очень переживала, но боялась признаться бабушке. Но
16

вот она решила рассказать подружкам. Алла дала совет, обязательно рассказать
бабушке. А Света выслушала и сказала, что она пойдѐт и расскажет бабушке
сама, ведь бабушка переживает.
-Как вы думаете, кто из подружек поступил правильно? Докажите.
-Как нужно поступить?
-Как вы думаете, вот теперь тайна стала известной трѐм девочкам. Ведь они
могли не сдержаться и рассказать другим подругам, родителям и тайна стала
явной для многих людей. Вот как открываются человеческие тайны.
-Оля доверила подружкам тайну, и они не должны еѐ рассказывать всем. Но они
должны были убедить Олю поступить правильно: извиниться перед бабушкой и
рассказать всю правду.
-Скажите, пожалуйста, а если ваши друзья совершают очень плохие поступки и
заставляют совершать их вас. Нужно ли молчать?
Обыграйте ситуацию.
-Сейчас я вам прочитаю рассказ Виктора Драгунского «Тайное становится
явным». И мы узнаем, как ещѐ может открыться тайна.

«Школа справедливости»
Цель: Формировать представление о честности, воспитывать чувство
правдивости. Закреплять у детей представление о доброте, дружбе, честности,
справедливости. Воспитывать отрицательное отношение к негативным
качествам: хитрости, лживости, себялюбию, гордыне, трусости.
- Сегодня мы с вами поступим в Школу справедливости, а что бы попасть туда,
нужно пройти несколько экзаменов.
1 экзамен
Ситуация.
- Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, услышала разговор троих детей.
Их мамы послали в магазин за хлебом, а они истратили деньги на мороженое.
Один из них говорит:
-Я скажу маме, что потерял деньги.
Второй говорит:
-А я скажу, что у меня отобрал деньги большой мальчик».
А третий, наклонив голову, тихо сказал:
-Я скажу маме правду.
Вопросы:
- Который из детей вам понравился?
17

- С кем из ребят вы хотели бы дружить?
- Что такое трусость?
- А как бы поступил (а) ты?
Объясни пословицу: Больше верь делам, нежели словам!
2 экзамен
Притча о добром псе и справедливости
Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.
И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в
крошечной будке.
Но все дело было в том, что дом не ее, а конура - Шарикова!
И стала она хозяевам «намурлыкивать», что мол, Шарик совсем стар да ленив
стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!
Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него
Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше
доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили век доживать!
Вопросы:
- Как можно охарактеризовать Мурку? Шарика?
- Какой поступок сделала Мурка?
- Уважает ли старость Мурка?
- Что такое справедливость?
Почему так говорят:
Чувство справедливости.
Справедливое решение.
Не нравится? Зато справедливо.
Поступать по справедливости.
Объясни пословицу: Где справедливость, там и правда.
3 экзамен
Притча о хитрости «Глаза»
Были глаза: черные, прекрасные. Взглянут, прямо смотрят и
спрашивают.
И были глазенки: серые, плутоватые  все бегают, ни на кого прямо не
смотрят.
Спросили глаза:
 Что вы бегаете? Чего ищете?
Забегали глазенки, засуетились, говорят:
 Да так себе, понемножечку, полегонечку…
18

И были гляделки: тусклые, нахальные. Уставятся и глядят. Спросили
глаза:
 Что вы смотрите? Что видите?
Скосились гляделки, закричали:
 Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы? Да мы вас!
Искали глаза глаз таких же прекрасных, не нашли и сомкнулись.
Вопросы:
- Представьте души людей с глазами, глазенками, гляделками.
- Опишите эти души.
- Приходилось ли вам встречаться с людьми  обладателями глазенок,
гляделок?
- В каких ситуациях?
- Чем можно помочь этим людям?
Объясни пословицу: Как не хитри, а все выйдет наружу.
4 экзамен
Дидактическая игра «Яблонька, наклонись!»
Дети стоят по кругу, в руках картинки со сказочными героями. Ведущий с
веткой яблони. Дети произносят слова:
-Яблонька, яблонька, наклонись, наклонись,
К доброму, к хорошему потянись, потянись.
А от злого, от плохого отвернись, отвернись!
Ведущий идѐт по кругу, когда дети произносят последние слова,
останавливается. Он должен назвать героя сказки (Айболит, Карабас-Барабас и
т.д), который изображѐн на картинке в руках рядом стоящего ребѐнка. Если он
правильно назвал героя сказки и отмечает его основные качества характера, то
он отдаѐт этому ребѐнку веточку. Сам же получает отгаданную картинку, если
герой положительный – во внутренний круг, отрицательный – во внешний.
Все экзамены пройдены на отлично, все дети поступили в Школу
справедливости. Я хочу, чтобы вы всегда оставались справедливыми, четными,
добрыми людьми!

«Для чего нужны деньги?»
Цель: Научить детей выделять главное направление использования денег
людьми.
-Что такое деньги?
19

-Для чего они нужны?
-Откуда они берутся в вашей семье?
-Зарплата родителей – это доход вашей семьи.
-На что тратит деньги ваша семья?
-Сколько нужно денег, чтобы купить всѐ необходимое?
-А вот деньги, которые вы затрачиваете на покупку товаров и оплату услуг – это
расход.
-Давайте обсудим, одинаковые ли доходы в каждой семье?
-Могут ли все семьи купить одинаковые товары? Почему?
-Соберите пословицу.
Дети собирают разрезанную пословицу и читают: «По доходам и расход». Как
вы еѐ понимаете?
Дети дают объяснение.
Вывод. Люди тратят деньги на самые разные нужды. Одни могут купить себе
дом, другие – платье; одни могут съездить на море, другие – на дачу. У каждой
семьи свой доход и расход.
Но те люди, у которых маленький доход тоже мечтают о большом доходе.
Что они могут сделать?
(Найти другую работу, заняться бизнесом…..).
-Это честные пути заработка. А есть нечестные пути, как заработать деньги.
Может вы видели какие – нибудь об этом передачи, расскажите.
Рассказы детей, обсуждение.
-Я вам расскажу одну историю о нечестных людях.
В одном городе решили построить больницу. Пригласили 3 строительные фирмы
и предложили принести проект архитектуры и рассчитать, сколько нужно денег,
чтобы построить больницу.
Строительным фирмам очень захотелось заработать деньги.
Стали они готовить проекты, делать расчѐты. Каждому хочется выиграть. И одна
строительная фирма решила всех обхитрить, пришла вглавному архитектору
города и предложила: «Давайте мы построим больницу, а за то, что вы скажете,
что мы будем строить, что у нас самые правильные расчѐты и лучший проект,
мы вам за это заплатим. И об этом никто не узнает».
Строительная фирма предложила взятку. Взятка – это…
Архитектор задумался. Как ему поступить?
Есть два способа: честный и нечестный. Назовите.
-Если он поступит нечестно, чьи права он нарушит?
-Нечестные поступки запрещаются законом и наказываются.

20

«Спешите делать добро»
Цель: формирование у учащихся доброты и милосердия, выявление
правильных и ошибочных представлений о доброте и добрых делах.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей, делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
Не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живем на земле.
(А. Лесных)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте! Что особого мы сказали друг другу?
Просто здравствуйте, – больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
ЗДРАВСТВУЙТЕ. СПАСИБО. ПОЖАЛУЙСТА.
Эти слова всем нам известны с детства. Задумываемся ли мы о том, что
они обладают большой, поистине чудодейственной силой?
Ведь именно с их помощью можно в один миг разогнать льдинки недоверия
между людьми. Ребята чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на
занятии,послушайте,пожалуйста, притчу:
Жила была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете
без подружки. Вот она и обратилась к старому, седому, прожившему сто лет
волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю
отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
-Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не
просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное
место.… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

21

-Вот, выбирай,- сказал волшебник,- одну зовут Радость, другую- Удача, третью
- Красота, четвертую- Вежливость, пятую - Доброта.
- Они все прекрасны,- сказала Любовь.- Не знаю, кого и выбрать…
-Твоя правда,- ответил волшебник,- они все хороши, и ты в жизни встретишься
с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе
подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой.
Задумалась Любовь.
- А кого выбрали бы вы? Почему?
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
-Почему Любовь выбрала Доброту?
-Наша сегодняшняя встреча посвящена доброте. Она так и называется
«Спешите делать добро».
Сегодня наше занятие мы посвятим самым важным и нужным качествам
человека – это доброте и вежливости.
Если в человеке есть чуткость, доброта, вежливость, понимание и милосердие,
он состоялся как Человек.
И сегодня я предлагаю вам поговорить о доброте, о добре и добрых поступках.
Человеческая доброта, умение радоваться и переживать за других людей
создают основу человеческого счастья.
У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза, улыбнитесь (обязательно от
души), откройте глаза, посмотрите: у нас в группе стало светлее. Это от ваших
улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у
вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.
Ситуация №1
Как-то раз мама Вовы попросила его помочь ей убрать его комнату. На что
Вова ей ответил:
Вова: -А , что мне за это будет?
Мама:-Ничего
Вова: -Как?Почему?
Мама:- Хорошо, Вова, вообще-то,это твоя комната и я тебе помогаю. А
что мне за это будет?
Вова: - Ну ты же моя мама, а родители должны помогать своим детям
Мама: - Вова, у детей тоже есть свои обязанности
Вова: - Мама, я же многого не прошу, всего лишь машинку.
Мама:- Вова а мы не можем убрать комнату просто так?

22

Воспитатель: Ребята, я Вам предлогаю просмотреть мультфильм, который
называется «Просто так!»
Воспитатель: Чему учит нас этот мультфильм?
- Как, вы думаете за , что нам дарят подарки?
- Когда можно дарить подарки?
- Можно ли просить подарки?
- Как, Вы думаете правильно поступил мальчик?
- Какой поступок он совершил подарив букет цветов?
- Что произашло, когда Ослик подарил букет Щенку?
- Почему испугался Медведь, когда ему подарили букет?
- Какой поступок совершил медведь подарив корзину с ягодами?
Каждый из нас должен поверить в добро и совершать добрые поступки.
Зло – Добро. Это слова с противоположным значением.
Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не
приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Воспитанные
дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих
товарищей, смеяться над ними.
Мы с вами теперь знаем что же такое доброта. Доброта имеет много граней: это
и вежливые слова, и добрые поступки, и помощь, и улыбка, уважение. Все это и
многое другое, о чем мы с вами сегодня говорили и есть доброта. Доброта есть
в каждом и вас. А что же нам нужно сделать, чтобы доброта поселилась у нас в
классе? Как вы думаете, существуют ли какие-нибудь правила доброты?
1.Прощать ошибки других.
2.Не жадничать.
3. Жалеть других.
4. Не завидовать.
5. Помогать людям.

23

6. Делиться последним с другом.

7.Защищать слабого.
8.Прощать ошибки другим.
Воспитатель: Так почему же мы должны спешить делать добро?
(Высказывания детей.)
Воспитатели: Потому что добрые дела просто нельзя откладывать на потом. Их
нельзя запрограммировать. Делать добро надо сегодня и сейчас. Ведь, говорят,
одно сегодня стоит двух завтра.

Итог занятия
О чем мы с вами сегодня говорили?
- Все в ваших руках, какие совершать поступки в своей жизни. Я надеюсь, что
вы будете стараться совершать только добрые поступки, соблюдать правила,
которые мы сегодня сами озвучили.
– Если вы здоровы и добры – вы обладаете несметными богатствами. У вас
отличное настроение, вы счастливы, открыты, вы приносите людям радость и
творите чудеса. А это самое главное. Это здорово. Творите добро, приучайте
себя к добрым поступкам.

«Добро и зло в нашей жизни»
Цель: формирование правильных представлений ребѐнка о добре и зле.
Притча «О двух волках» о добре и зле:
В ней рассказывается о том, как ребенок пришел к мудрецу и спросил:
«Почему одни люди становятся добрыми, а другие – злыми? Ведь маленькие
дети очень похожи друг на друга, а когда вырастают, становятся такими
разными?». Мудрец, немного подумав, постарался доступно объяснить
ребенку: «Понимаешь, в каждом человеке с рождения есть два волка, в
духовном смысле, конечно. Один волк отличается добротой, а другой –
злостью. Но оба они требуют питания, а питанием для них служит каждый
поступок человека. Если человек сделал доброе дело, то этим он накормил
доброго волка, а если поступил где-то плохо – то это пища для злого волка. На
24

протяжении жизни, какого волка человек вырастил, таким он и стал». Это очень
древняя притча, но актуальность добра и зла в нашем обществе стает все
больше и больше.

Притча «О двух волках»
Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со
своим маленьким внуком.
- Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.
- Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две
половины - светлая и тѐмная. Светлая сторона души призывает человека к
любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тѐмная сторона
олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва
двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тѐмный.
Понимаешь?
- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик
на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в
конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Воспитатель: Да, если вслух говорить о добре, то добро перестаѐт быть
добром. Иными словами, если делаешь добро, то держи его в себе и не
напоминай о нѐм, тем более не рассказывай каждому встречному о своѐм
поступке.
Воспитатель: приведите примеры доброго отношения людей.
(Высказывания детей.)
Воспитатель:А сейчас мы проведѐм аукцион пословиц и поговорок.
Человек не одинок. Он живет среди других людей, и он должен научиться
держать и вести себя среди других людей. Давайте протестируем следующие
высказывания о поведении человека, об общении. Голосуем карточками:
Зеленая – согласен
Красная – не согласен
Желтая – не знаю, затрудняюсь ответить.
1. Всегда ставь себя выше других.
2. Пообещав что-то сделать – сделай, не можешь – не обещай.

25

3. Ты не обязан делать всегда то, что делают другие и во всем следовать за

всеми.
4. Всегда требуй награды за добрые дела.
Не обращай внимание на советы окружающих и следуй своим собственным.
5.Будь предупредительным к окружающим и в первую очередь к пожилым,
старшим.
6.Говори только правду, а если правду сказать невозможно, лучше промолчи.
7.Спешите делать добро, спешите друг другу на помощь.
Воспитатель: по результатам тестирования можно сделать вывод. Что вы верны
данному слову, предупредительны к старшим, говорите только правду. Я
думаю, что эти черты характера вы сохраните на всю жизнь.
Воспитатель: можно сделать вывод : добру противостоит зло. Между этими
категориями с самого основания мира идѐт борьба. К сожалению, в этой борьбе
подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует
усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души.
Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не
слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый,
а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в
поступках). Так что добрым быть нелегко.
Помните, как у героя А. Барто “Вовка – добрая душа”:
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
И в заключение, пускай сегодня в нашей группе вырастет дерево доброты, а
плоды его – это ваши добрые пожелания всем нам.
– Давайте пожелаем друг другу добра. (Ребята по очереди прикалывают на
дерево плоды и произносят добрые пожелания.)
Воспитатель: Вот таким у нас получилось дерево доброты. Я надеюсь, что все
ваши пожелания от чистого сердца.

26

Художественные произведения

Сказка
о лесных жителях и их поступках (авторская)
Цель. Создать условия для формирования у детей антикоррупционного
мировоззрения.
Оборудование: магнитные фотографии детей.
Жили – были звери в лесу. Самый главный в лесу был медведь, который решал
все звериные проблемы.
В лесу жили лисица – хитрая сестрица, волк – вырву всѐ зубами, весѐлые
зайчата, белки – попрыгуньи.
Белки целый день работали с утра до вечера: сушили грибы, ягоды, собирали
шишки.
Но среди белок был очень ленивый бельчонок Рыжик. Он приходил в гости, с
ним делились друзья запасами. Но в один прекрасный момент поняли, что он
лодырь, и перестали его угощать. Повадился тогда он воровать по кладовочкам
грибы да ягоды.
27

Пожаловались белки медведю. Вызвал медведь всех зверей на лесную поляну.
Стал спрашивать у бельчонка:
-Брал ли бельчонок чужие запасы? Почему?
-Мне очень хотелось кушать, - ответил бельчонок.
-А знает ли он, что чужое брать нельзя?
-Да.
-А знаешь ли ты, что нужно делать, чтобы у тебя была еда?
Пушистик опустил голову и тихо сказал: «Работать».
-А знаешь ли ты, что в Конституции леса записаны законы, которые защищают
права зверей?
-Да, я знаю, - тихо ответил Пушистик.
-Что будем делать? – спросил медведь.
Стали звери думать, размышлять. И решили на первый раз простить его.
Но бельчонок не унимался и продолжал воровать.
Второй раз собрались звери на лесной поляне.
Бобѐр сказал: «Нужно Пушистика наказать, посадить его на пять дней в клетку.
Пусть подумает».
Мама Белка стала уговаривать зверей ещѐ раз простить бельчонка.
И вот перед животными два решения: простить бельчонка или наказать.
Давайте попробуем разобраться, как поступить.
-Дети, возьмите свои магнитные фотографии. Если вы за то, чтобы отпустить
бельчонка, прикрепите на магнитной доске рядом с мамой Белкой, если вы
считаете, что нужно наказать, то рядом с Бобром.
1 шаг. Дети принимают решение, чьи они сторонники.
2 шаг. Беседа со сторонниками мамы Белки.
-Скажите, вам кого жалко больше бельчонка и маму Белку?
-Но ведь Пушистика уже один раз простили. Он сделал из этого вывод?
-Стоит его прощать?
3 шаг. Беседа со сторонниками Барсука.
-Скажите, может, белки сами виноваты, что они не делились с бельчонком?
Поэтому он стал брать чужое?
-Разве плохо делиться с друзьями?
4 шаг. Перемещение фотографий на другую позицию.
-Ребята, подумайте и решите, может вы хотите, изменить свою точку зрения?
5шаг. Подводится итог.
-А вот, что было дальше. Решили звери Пушистика наказать, но оставить в
клетке его только на один день.
Маме Белке стало жалко Пушистика и она предложила медведю: «Отпусти,
Мишенька, бельчонка, а я тебе бочку мѐда добуду».
6 шаг.
28

-Как поступить Медведю?
-Есть два варианта: первый взять мѐд и отпустить бельчонка; второй – не
отпускать бельчонка и не нарушать закон.
Дети делятся на две команды, по принятию решения.
-Почему вы приняли такое решение?
-Маме Белке жалко бельчонка, нарушив закон леса, она хочет помочь
Пушистику.
Дискуссия: «Бельчока прощали, он исправился? А сейчас он исправится?».
Докажите маме, что бельчонку полезно посидеть в клетке.
-Если медведь нарушит закон: возьмѐт мѐд и отпустит Пушистика, то каждый
зверь может совершать плохие поступки: воровать, обижать слабых, причинять
вред другим. Они поймут, что их никто не накажет. Можно принести медведю
разные сладости, и он их простит.
-А как же поступил медведь?
Он не взял мѐд. Он рассказал Бельчихе, что нарушать закон нельзя. Закон для
всех один.
А Пушистик, посидев ночь в клетке, решил попробовать пойти с друзьями
собирать ягоды и шишки.
Бельчонок с утра до вечера собирал грибы, ягоды, шишки. И так ему
понравилось трудиться, что он никак не мог остановиться. К вечеру он
уставший, но очень довольный пришѐл домой.
-Как вы думаете, почему?
-Скажите, что помогло бельчонку перестать воровать?
-Какую ошибку совершила мама Бельчиха?
-Правильно ли поступили звери?
-Ребята, прежде чем совершить поступок, подумайте, а не нарушаете ли вы
чьи – то права? Поступаете ли вы по закону? И тогда вам никогда не будет
стыдно и страшно, что вас могут наказать.

«Тайное становится явным»
Автор В. Драгунский
Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:
— Тайное всегда становится явным.
И когда она вошла в комнату, я спросил:
— Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

29

— А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают,
и будет ему стыдно, и он понесет наказание, — сказала мама. — Понял?..
Ложись-ка спать!
Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так
получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся,
было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил
зубы и стал завтракать.
Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок
раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла
целую тарелку манной каши.
— Ешь! — сказала мама. — Безо всяких разговоров!
Я сказал:
— Видеть не могу манную кашу!
Но мама закричала:
— Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен
поправиться.
Я сказал:
— Я ею давлюсь!..
Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:
— Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?
Ну еще бы... Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате
и в Оружейной, стоял возле царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И еще
там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:
— Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!
Тогда мама улыбнулась:
— Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни —
ты должен съесть все до дна!
И мама ушла на кухню.
А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил.
Попробовал — ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару
не хватает? Посыпал песку, попробовал... Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я
же говорю.
А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело,
я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было
скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само
сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то
хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все
можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко
попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я,
30

наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и
выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол.
В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась:
— Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну,
вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! — И она меня
поцеловала.
В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:
— Здравствуйте! — и подошел к окну, и поглядел вниз. — А еще
интеллигентный человек.
— Что вам нужно? — строго спросила мама.
— Как не стыдно! — Милиционер даже стал по стойке «смирно». —
Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между
прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!
— Не клевещите. Ничего я не выливаю!
— Ах не выливаете?! — язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в
коридор, крикнул: — Пострадавший!
И к нам вошел какой-то дяденька.
Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.
На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала
почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко
за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал
заикаться:
— Главное, я иду фотографироваться... И вдруг такая история... Каша... мм...
манная... Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то... жжет... Как же я пошлю
свое... фф... фото, когда я весь в каше?!
Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж
это верная примета, что мама ужасно рассердилась.
— Извините, пожалуйста, — сказала она тихо, — разрешите, я вас почищу,
пройдите сюда!
И они все трое вышли в коридор.
А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя
пересилил, подошел к ней и сказал:
— Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!
Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:
— Ты это запомнил на всю жизнь? И я ответил:
— Да.
Вопросы по содержанию.
-Какие слова услышал Денис от мамы?
-Как мама объяснила слова «Тайное становится явным»?
31

-Если кто – то поступает нечестно, всѐ равно про него это узнают, и будет ему
стыдно, и он понесѐт наказание.
-Какую хитрость придумал Денис, чтобы съесть кашу?
-Что Дениска сделал с кашей?
-Правда ли Дениска «потерял сознание», когда выплеснул кашу?
-Почему автор использует это выражение?
-Узнала ли мама, что Денис выкинул кашу через окно? Как?
-Как вы думаете, почему мама так долго смотрела на сына?
-Хотела понять, что он чувствует. Хотела понять, сможет ли он ей когда –
нибудь сказать неправду. Она хотела понять, запомнить ли сын эту неприятную
ситуацию на всю жизнь?
-Какой урок извлекли мы из рассказа?
-Соответствует ли название рассказа его содержанию?
-Даже взрослые люди совершают такие поступки. Иногда поступки осуждаются,
а за некоторые наказываются законом.
-Я вам желаю быть честными, добропорядочными, ответственными. И тогда
ваше сердце будет спокойным, жизнерадостным. Вы никогда не будете
чувствовать вину и стыд.

«Нет, обманывать нехорошо»
Автор С. Успанов
Сегодня суббота. У мамы дежурство в больнице. Она – врач. Рано – рано
утром мама ушла на работу. Поэтому в садик Айнур должен отвести папа. Но
папа проспал. До поздней – препоздней ночи он читал разные книги и встал,
когда до восьми часов оставалось всего пятнадцать минут. Он посокрушался
немного, похлопал горестно себя по бокам, а потом махнул рукой на садик.
Всѐ равно за пятнадцать минут они не успеют собраться и доехать туда на двух
автобусах. Так чего же зря расстраиваться.
-Давай, - предложил он дочке, скажем маме, что ходили в садик, а на самом
деле не пойдѐм.
-Красота! Красота! – запрыгала на кровати Айнур.
Нельзя сказать, чтобы она любила садик. Там интересно и весело, но дома с
папой и мамой хорошо. Особенно хорошо, что не надо вставать рано – рано и в
темноте ждать автобусы на остановках. По утрам Айнур часто капризничала и
плакала, отказывалась выходить из дома. В таких случаях мама еѐ ругала.
-Перестань, сейчас же, - строго говорила она. – Чем ты лучше других детей?
-А мама не будет нас ругать? – призадумалась Айнур.
32

-Нет, не будет. Ведь ты не виновата, это я проспал. Я честно признаюсь. А
давай скажем, что ты ходила в садик, - вдруг предложил папа. Представил,
наверное, как ему попадѐт за «признание».
-Как я скажу, если не ходила? – не поняла дочка.
-Так и скажи. Ведь мама придѐт поздно вечером. Когда ты должна уже
вернуться из садика. Уяснила теперь?
-Не – е – ет!, - неуверенно покачала головой девочка.
-Ну-у, что же здесь непонятного? Как будто я привѐл тебя из садика в шесть
часов. А теперь уяснила?
-Теперь – да. Но что я стану делать, если мама как всегда, начнѐт меня
расспрашивать: что делали, что ели, с кем подружилась – поссорилась?
-На этот счѐт не беспокойся. Положись на меня. Запомни, что я сейчас скажу, и
повторишь это маме. Сегодня, скажешь, - воспитательница Валентина
Васильевна играла с нами в кошки – мышки. Ты была кошкой. В обед
молочный суп. За ужином нам раздавали леденцы. В три часа вы пели песню
«Пусть всегда будет солнце». Стихи рассказывали…
-Какие стихи? – прервала папу Айнур.
-Ну, мало ли какие? Например, стихотворение «Моѐ отечество».
-А, если мы сегодня не разучивали?
-Так я же тебе разрешаю сегодня чуть – чуть приврать….
-«Моѐ отечество», говоришь?
-Да.
-Но всѐ равно я его не знаю, - поникла девочка. – Мама скажет: «Прочти вслух
и с выражением».
Айнур помолчала немного, подумала и решилась:
-Нет, папа, я не смогу чуть – чуть приврать. С кем сегодня играла Ира? Стоял
ли сегодня Талгат в углу за свои шалости? Кто сегодня дежурил? Айгуль и
Наташа? Нет. Давай лучше правду маме скажем.

«Золотой орех»
Автор Ы.Алтынсарин
Перед большим праздником, чтобы обрадовать своих детей, отец принѐс
домой орехи.
Самая младшая дочка Леночка, увидев среди принесѐнных орехов
позолоченные, стала настойчиво просить, чтобы ей дали именно эти орехи.
-Орехи эти сделаны лишь для красоты, возьми другие, - сказала мать.
Леночка стала плакать:
33

-Я не возьму чѐрные орехи. Дай мне орехи с золотой скорлупой. Зѐрна в них
должны быть вкуснее, чем в других.
Мать дала ей орехи с позолоченной скорлупой, а остальным раздала
оставшиеся.
Леночка обрадовалась и тут же принялась разбивать свои орехи. Но ни в одном
из них она не нашла ядра, остались ей лишь пустые скорлупки. Сидящие рядом
дети стали смеяться над ней. Тогда отец сказал:
-Это орех не для еды, сделаны они для украшения. Я взял пустые скорлупки
орехов и покрасил их золотой краской. В другой раз о вещах не суди по их
наружному виду: ценность вещи заключается в еѐ содержании.

«Маленький садовод»
Автор М. Турежанов
У Садыка отец – садовник. Мальчик всегда помогает ему. Чуть сойдѐт
снег, подсохнет земля, и они, как муравьи хлопочут в саду.
Подбегает к ним как – то Халел и говорит:
-Пойдѐм, Садык, поиграем….
-У меня много работы, - отвечает Садык.
-Подумаешь, работа! Отец твой всѐ сделает. Играть же веселее.
И Халел стал одну за другой доставать игрушки. Садыку очень хотелось
поиграть, но он пересилил себя и продолжал работать.
Наступила осень. Выросло в саду много разных плодов и ягод. Садык сам ест и
друга угощает. Халел наелся и говорит:
-Вот съедим всѐ, и ничего не останется.
-Останется, - ответил Садык. – Папа сказал: «Земля щедро платит тем, кто труд
на игру не меняет».

«По заслугам»
Автор М.Турежанов
Как – то Салимбек играл с котѐнком и дѐрнул его за хвост. Котѐнок
испугался и поцарапал мальчику руку, да так сильно – прямо до крови.
Салимбек заплакал, бросился к маме.
-Ой, - ужаснулась мама, кто так тебя разукрасил?
-Котѐнок…
34

-Вот я ему задам! – И мама бросилась на котѐнка с веником, ударила его по
спине. Тот стремглав помчался к мальчику, прижался, словно спрашивая: «Чем
я виноват, ведь ты за хвост меня дѐрнул?».
-Мама, мамочка, - просил Салимбек, - не трогай его, он правильно сделал, так
мне и надо! Это я его обидел!

Казахская народная сказка «Грубая благодарность»
Сердитый бык, бодавший всех без разбору, как-то попал в яму. Как ни
бороздил он рогами отвесные стены этой ямы, но выбраться из нее никак не
мог. Выбившись из сил, бык убедился, что дело плохо: придется пропадать.
Стал он кричать громко — звать на помощь, авось кто-нибудь да услышит,
поможет ему.
К счастью недалеко от него паслось стадо, баранов под охраной пастуха.
Прибежали они на выручку.
— Будьте добры,— кричит им бык, вежливо и ласково,— не дайте
погибнуть честной душе! Я отплачу вам. Я отроду не делал никому зла.
Моя благодарность давно известна Зенг-бабе. Друзья, вытащите меня.
Любезный пастушок! Я тебе обещаю целую сабу молока, а вам, бараны,
стог свежего сена.
— Бараны,— сказал пастух,— вытащим его и получим награду.
— Ну, что же, мы не прочь освободить невинного,— сказали бараны и
помогли пастуху вытащить рогатого из ямы.
— Я сейчас отблагодарю вас,— сказал бык,— дайте мне сначала
отдохнуть и собраться с силой. А когда бык отдохнул, то стал опять бодать
всех без разбору.

Казахская народная сказка «Как избежать зла?»
В давние времена жил в лесу один Человек. Звери и птицы не боялись его
и разговаривали с ним на человеческом языке. Однажды вечером Человек
расположился под большим деревом на отдых. Под соседним деревом
собрались все звери и птицы,
обитавшие в том лесу, и повели между собой разговор.
— Отчего на свете бывает зло? — спрашивали они друг друга.
Ворона сказала:

35

— Зло бывает от голода. Когда проголодаешься, совершаешь зло, не
считаясь ни с чем. Как много погибло от голода моих родственников! Если не
будет голода, не будет и зла.
Голубь сказал:
— Я думаю, что зло бывает от любви. Если бы мы жили в одиночку,
мы никогда бы не злились. Мы живем парами. Когда преданно любишь свою
голубку, нет тебе покоя. Все время думаешь, как накормить подругу, как
лучше нарядить ее. Стоит ей куда-нибудь отлучиться, пока не вернется, тебя
охватывает тоска. Если долго не возвращается, идешь искать ее и порою
рискуешь погибнуть. Все зло бывает от любви.
Прошипела Змея:
— А по-моему, зло бывает от раздражительности. Если бы мы жили
дружно, все было бы хорошо. Бывает, что из-за пустяков начинаешь
злиться. А когда разозлишься, так и хочется кого-нибудь ужалить. А
ужалишь — убьют тебя.
— Нет,— сказал Олень,— зло на свете — от страха. Если бы не было
страха, все было бы хорошо. Вот я бегаю быстро, сил у меня много.
Маленьких зверюшек легко сбиваю рогами, а от крупных спасаюсь только
бегством Плохо быть боязливым: шелохнется ветка дерева, зашуршат листья
— бежишь во всю прыть и не замечаешь, как летишь в овраг или хватают
тебя собаки. Надо быть смелым.
Слушал, слушал Человек животных и вступил в разговор.
— Вы все по-своему правы,— сказал Человек.— Но дело не в голоде, любви,
раздражительности или трусости. Все это переживаете не только вы, животные,
но и мы, люди. Все живущие на земле должны стремиться делать друг другу
добро. Тогда исчезнет зло.

Казахская народная сказка
«Петух и павлин»
Давным-давно, в незапамятные времена, самым красивым и стройным из
всех зверей и птиц был петух. И был он очень горд этим. Вел себя петух важно,
надменно и заносчиво. И ни с кем из зверей и птиц не разговаривал. Только
павлин был его- единственным другом.
На бедном павлине не было даже мало-мальски приличной одежды. И вот
однажды пришел он к хвастливому петуху и стал упрашивать его:

36

Друг мой, я сегодня приглашен в гости. Но у меня нет хорошего костюма. Как
идти в таком виде? Ведь те, кто знают, что я твой друг, засмеют меня. Одолжи
мне разок твою красивую одежду.
Петух поверил словам друга и отдал ему свою красивую одежду. Павлин
нарядился, как следует и сказал о времени своеговозвращения:
Если я вдруг задержусь, кликни меня. Если и после этого меня не будет, кликни
еще раз, да так, чтобы я услышал твой голос.
Нарядившись в красивую одежду, павлин отправился на той, но долго оттуда не
возвращался. Петух принялся кричать, чтобы павлин услышал его, но никакого
ответа не было. С той поры и до сих пор петух с рассвета до заката кличет
павлина, чтобы получить обратно свою красивую одежду.

Сказка о докторе Айболите
Автор Павлова С.В.
Цель: формировать у детей антикоррупционное мировоззрение через знания о
своем праве на бесплатную медицинскую помощь.
- Всем вам ребята, хорошо известна сказка К.Чуковского о докторе Айболите и
его приключениях. Но сегодня я хочу рассказать о том, как доктор Айболит
стал лечить животных, неважно - диких или домашних. Так вот, Доктор
Айболит был наверное самым добрым доктором на свете и верил, что и все
вокруг такие же добрые - никогда не совершают плохих поступков. Доктор
Айболит всегда соблюдал правила и законы, особенно тот закон, где
говорилось: «что все люди имеют право на бесплатную медицинскую помощь».
И он задумался над тем, что и животные имеют те же права. Свою лесную
больницу доктор Айболит открыл под самым большим деревом. Тут же по лесу
прокатилась молва:
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
- Столько больных животных пришло к доктору на прием, все толкались,
хотели, чтобы их первыми принял доктор – в общем, в таком шуме и суматохе
ни о какой работе не было и речи.Айболит был крайне расстроен и тут, на
выручку пришли лиса и волк. Лиса предложила доктору, что она будет
37

медсестрой, которая сидит на приеме и смотреть, каких больных нужно
пропускать первыми, а волк будет следить за порядком в коридоре, где ждут
своего приема больные зверята. Доктор Айболит, согласился не раздумывая,
ведь, как я говорила в начале - он был самым добрым доктором на свете. И
звери были согласны, потому что очень боялись лесных разбойников – лису и
волка. И сказать, что они против - просто побоялись. За дверью больницы,
(чтобы доктор Айболит ничего не услышал), лиса и волк объявили всем
больным о том, что за прием к доктору нужно принести «подарки» –курочку,
уточку, орешки, ягоды, которые они же и забирали. Бесплатно пройти было
нельзя - волк с лисой не пропускали.
Вопросы-размышления.
-Ребята, как вы думаете, правильно ли поступил доктор Айболит, приняв волка
и лису на работу? А если бы доктор Айболит расспросил лесных зверят о том,
какие на самом деле волк и лиса, он бы принял их на работу? Почему?
- Какое право зверей нарушили волк и лиса?
-Можно им было за свою работу брать угощение от больных, которые пришли
на прием к доктору?
Так бы всѐ и продолжалось, если бы на прием к доктору Айболиту не пришел
медведь. Его очень сильно покусали пчелы, когда он собирал мед, и ему
требовалась медицинская помощь.С собой Мишка угощения не взял, не знал он
о новом правиле, которое придумали волк и лиса.
- Как вы думаете, ребята, пропустили его волк и лиса без угощения?
Медведь, скажу я вам ребята, хоть и большой, но никогда своей силой, для того
чтобы обижать слабых не пользовался. Увидел он и других зверят, которым
требовалась помощь, но пройти в больницу они не могли, боялись лесных
разбойников.
Рассердился медведь, ведь свои права он хорошо знал и никому не позволял их
нарушать.
Прошел он к доктору Айболиту в кабинет и рассказал о том беззаконии,
которое устроили его работники – волк и лиса. Расстроился доктор, что он
допустил к такой ответственной работе самых настоящих нарушителей и решил
их наказать.
- А какое наказание, ребята, вы бы им назначили? Можно ли их оставить на
работе?
А как поступить с теми подарками, которые получили волк и лиса за свою
работу?
Вывод: волка и лису уволить с работы, подарки вернуть зверям.
Но без помощников доктору Айболиту было бы очень трудно принимать
больных и он взял на работу собачку Авву, о которой все очень хорошо
отзывались.
38

С тех пор в лесу все только и говорят:
"Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!

Авторская сказка «Бай и чабан»
Жигайло А.В.
Словарь: дань, чабан, бай.
Оборудование: иллюстрации к сказке.
Педагог: Дети, сегодня я расскажу вам сказку о богатом бае и бедном чабане.
Мы вместе обсудим поведение героев сказки и выберем с вами Героя дня.
Прежде чем рассказать вам сказку, хочу объяснить вам значение некоторых
слов (дается доступное объяснение словам: «бай» - богатый человек,
руководитель, правитель; «чабан» - пастух; «дань» - налог, который платят
правителю в виде денег или других материальных ценностей).
В одном ауле жил богатый, зажиточный бай. Он управлял народом.
Каждый месяц бай собирал с людей дань (деньги, продукты). Люди страдали от
этого, но ничего не могли сделать. Однажды к баю пришел молодой чабан,
когда он вошел в юрту, бай пил горячий чай и слушал рассказы своих
советников.
Бай спросил:
- Что ты принес мне, бала?
- Что я мог принести тебе, мудрейший бай? Руки мои в мозолях, а ноги в
ссадинах. Я тружусь на твоих полях, пасу твои стада, чтобы прокормить своих
состарившихся родителей. Хлеба, который я получаю за свой труд, едва хватает
нашей небольшой семье. Впору мне просить у тебя помощи, мой господин –
ответил чабан.
Бай ничего не сказал… в юрте царила тишина. Советники смотрели на
чабана и готовы были наказать его. Но бай отпустил парня. А потом долго еще
сидел в раздумьях. Рано утром байский слуга оповестил всех жителей аула об
отмене приношения дани.
С того дня никто больше не платил дань жадному баю. Каждая семья
жила по своим честно заработанным средствам.
Так скромный чабан проучил богатого бая.
Беседа по сказке:
- Ребята, как вы думаете, правильно ли поступил чабан?
- Почему бай изменил свое решение?
- Скажите, кого можно назвать Героем дня в этой сказке?
39

Акция «Чистые ладошки»
Обвести ладошки на белой бумаге, вырезать, написать на них с помощью
взрослых о своих хороших поступках и наклеить на земной шар. Оформить
выставку.

«Признание»
Автор Ж. Абдирашев
-Нуралы, - спросила мама,Кто же всѐ таки успел
Выпить сливки?
Здесь так мало,
А уже и чай вскипел….
Нуралы сказал солидно:
-Сливки, что ли?
Не видал.
Это наш котѐнок, видно,
Он из чашки их лакал.
И пушистого бедняжку
Ни за что почти, поверь,
Как бездомного дворняжку,
Грубо выгнали за дверь.
Бедный, жалобно мяучит,
Лапкой тихо дверь скребѐт.
Кто же маленьких – то мучит,
Их наказывает, бьѐт?
Может, здесь неразбериха,
Может, в доме кто-то был?
Нуралы сказал вдруг тихо:
-Я с котѐнком сливки пил.

«Болтуны и хвастуны»
Ж.Омирбеков
-Болтуны,
Хвастуны,
Для чего
Они нужны?
-Для того,
40

Чтоб знать,
Наверно,
Что хвастать –
Скверно.

Народные пословицы:

«Хорошо тому добро делать, кто его помнит»,
«Рука руку моет, и обе белы живут»,
«Милость велика, да не стоит и лыка»,
«Своего спасибо не жалей, а чужого не жди»,
«Худого человека ничем не уважишь»,
«Лучше не дари, да после не кори»,
«Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль»,
«Плохо не клади, вора в грех не вводи»,
«Дорого яичко ко Христову дню»,
«Не в службу, а в дружбу».

41

Система формирования антикоррупционных
представлений и нравственных качеств ребенка на примере
литературных героев.
Нравственные
Художественные произведения
представления и
качества
Гуманизм,

М. Турежанов. «Соловьи»

человечность,

М. Турежанов. «Помощь»

великодушие,
сердечность,
добродушие

М. Турежанов. «Маленький садовод»
У. Турманжанов. «Белый верблюжонок»
У. Турманжанов. «Хромой скворец»
И. А. Крылов. «Чиж и голубь»,
Л. Н. Толстой. «Лев и мышь» и др.
Артюхова. «Большая береза»,
В. Драгунский. «Надо иметь чувство юмора»,
В. Берестов. «Бабушка Катя» и др.
Русские народные сказки
«Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Царевна
лягушка»,
«Три брата и прекрасная Айсулу» (казахская
народная сказка
К. Паустовский. «Заячьи лапы» и др.
Д. Мамин-Сибиряк. «Приемыш», «Серая шейка»,
С. Аксаков. «Аленький цветочек»,
А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»,
К. Паустовский. «Растрепанный воробей».
«Жадный бай и Алдар Косе» (казахская народная
сказка)
«Три друга» (казахская народная сказка)
«Почему человек дружит с ласточкой» (казахская
42

народная сказка)
Долг,

Ш. Муртаза. «Девочка и верблюжонок»

ответственность,

Ж. Карбозин. «Алыча»

доброта,
сострадание,

Ш. Бейшеналиев. «Рогатый ягнѐнок»
Д. Досжанов. «Родник»
С. Шаймерденов. «Инет»
И. Токмакова. «Это ничья кошка»,
В. Осеева. «Синие листья», «Печенье»,
Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек» и др.
М. Зощенко. «Не надо врать»,
Русские народные сказки «Гуси -лебеди»,
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
Л. Толстой. «Прыжок», «Акула» и др.
Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени»,
А. Платонов. «Неизвестный цветок»,
П. Ершов. «Конек-горбунок» и др.
А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц»,
О. Генри. «Дары волхвов»,
А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке» и др.
«Добрый и Злой» (казахская народная сказка)
«Находчивый мальчик» (казахская народная
сказка)
«Разум, Наука и Счастье» (казахская народная
сказка)
«Великан Алпамыс» (казахская народная сказка)
«Грубая благодарность» (казахская народная
сказка
А. Дуйсенбиев. «Однажды у речки»
М. Алимбаев. «Привычка кота»
43

A. Дуйсенбиев. «На вечерней заре»
Т. Молдагатев. «Ягнёнок-беспризорник»
Совесть,

Л.Толстой. «Косточка», «Старый дед и внучек»,

совестливость

Русская народная сказка «Лиса и козел» и др.
Б. Заходер. «Серая Звездочка»,
Н. Артюхова. «Большая береза»,
А. Чехов. «Мальчики» и др.
Б. Житков. «Как я ловил человечков»,
К. Паустовский. «Теплый хлеб»,
Р. Киплинг. «Маугли» и др.
Ю. Нагибин. «Заброшенная дорога»,
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» и др.

Список литературы:
1. Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по
формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в
образовательном учреждении. Методические рекомендации /Под ред.
Е.Н. Барышникова. – СПб.: СПбАППО, 2010. – (Петербургский опыт
общего образования).
2. Растите детей патриотами А. Д. Жариков Москва «Просвещение»1980г
3. Жидков А. В. Что ты знаешь о коррупции? – Самара, 2003.
4. Сатаров Г.А. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции //
Общественные науки и современность. – 2002. – № 6.
Учимся думать о себе и о других: книга для чтения и размышления.
7. СПб., 1996.
8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения: практическое пособие / пер. с нем.; в 4 т. – М.: Генезис,
2001.
9. Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. – М., 2000.
Козлов Н. Философские сказки. - Ростов-на Дону: Изд-во «Феникс»,
19994.

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 21.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (86542) 34-1-92

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».